Про стекло и стеклопакеты
Написать эту статью меня заставил вопрос моей знакомой, которая собралась устанавливать окна «на дачу». Вопрос звучал так: «А правда, что можно установить такие стекла, которые будут греть?». Я поинтересовался, откуда у неё информация о «греющих» стеклах»? Оказалось, что «так сказал менеджер», с которым моя знакомая общалась по телефону. Я, конечно, разъяснил, что «греющих» стекол «на даче» пока не будет, но при этом для себя отметил, что ловкая манипуляция «непонятными» терминами позволяет не совсем добросовестным сотрудникам оконных компаний манипулировать сознанием потребителей и формировать ложные представления о своей продукции. Думаю, что настала пора внести некоторую ясность в вопросы классификации стекла и рассказать о том, какие материалы используют современные оконные компании при производстве стеклопакетов. В последнее время у меня складывается такое впечатление, что маркетологи «от оконного бизнеса» переключили свое внимание с профильных систем на стеклопакеты. Выглядит это так, как будто кто-то взял несколько английских слов, смешал их с физическими и техническими характеристиками и теперь штампует все новые и новые «продукты». Результатом таких действий является полный хаос в головах потребителей. Вот смотрите: почти во всех названиях стеклопакетов встречаются слова "Termo", "Safe", "Solar", "Clima", "Guard", "Iso", "Control" либо их русские интерпретации. Смешивая эти слова в разных комбинациях и добавляя к ним "Glass", "Life" или "Eco" маркетологи получают новые торговые названия, которые и продвигают на рынок. Еще одна важная «фишка» - «МУЛЬТИ-функциональность». Давайте попробуем разобраться, что же на самом деле за всем этим скрыто. Для чего стекло в окне? Начнем с того, что определим, какова основная функция окна. А так как в окне 75-80% занимает стеклопакет, то значит и основная функция стеклопакета будет такая же. Итак, основная функция окна – обеспечивать обзор и доступ солнечного (дневного) света в помещение. Заметьте, не «тепло», не «энергосбережение», не «звукоизоляция», а именно доступ света в помещение и обеспечение обзора. Это значит, что основная характеристика стеклопакета - светопропускание, и чем она лучше, тем лучше стеклопакет. При этом все другие характеристики вступают в противоречие с основной, потому что реализуются за счет её ухудшения. Что я имею в виду? Что и как? Характеристика «сопротивление теплопередаче» зависит от способности стекла противостоять потерям тепла. Улучшение этого показателя реализуется за счет нанесения на стекло различных покрытий: «мягких», «твердых» и т.д. Способов нанесения разработано множество, но все они основаны на том, что на поверхность стекла наносится какое-либо вещество, обладающее заданными характеристиками. Современные технологии нанесения покрытий очень далеко продвинулись вперед, и сейчас уже «нормой» стали многослойные покрытия, но это в основном металлы или их сложные соединения. А металлы не могут быть абсолютно прозрачными, следовательно, они будут ухудшать основную характеристику - светопропускание. Увеличение количества стекол в стеклопакете также не приносит ощутимого эффекта. Использование более 3 стекол не целесообразно. Растет стоимость, вес, увеличиваются визуальные искажения, а значительного увеличения сопротивления теплопередаче не происходит. С применением более толстых стекол такая же картина. Кстати применение газов для заполнения межстекольного пространства также пока не дает ощутимых эффектов. Где же выход? Выход в поиске сложного компромисса между нанесением покрытия и обеспечением светопропускания. Первичные выводы: Итак, мы разобрались, что нужно найти такое покрытие для стекла, которое будет сохранять тепло, обеспечивать звукоизоляцию, будет безопасным (противостоять вредным излучениям) и при этом будет прозрачным настолько, чтобы мы его не замечали. Возможно такое в реальной жизни? Наверное, «да». «Мульти» - функциональность Насколько хорош показатель «мультифункциональность»? Может быть «универсальная» система лучше «специализированной»? Скорее «нет», чем «да». Но в нашем случае необходимо мириться с потерями в чем-нибудь одном за счет выигрыша в другом (главном). Например: Улучшение показателя отражения тепловой энергии внутрь помещения хорошо в зимний период и оборачивается против нас, когда за окном тепло. Отражение солнечной энергии и снижение уровня проникновения ультрафиолета внутрь помещения в летние «жаркие» дни – безусловное благо. Но что делать зимой, когда любой солнечный денек воспринимается как подарок? Ведь отсутствие ультрафиолета негативно сказывается на нашем самочувствии, здоровье домашних животных и растений. Что делать? Как сориентироваться в разнообразии названий и предложений? Какие стеклопакеты выбрать, чтобы при разумном бюджете получить необходимые характеристики и достойное качество? Неужели нужно изучать многочисленную техническую информацию? Нет, не нужно. Достаточно «отбросить» фантастические предложения, вроде «греющих» стекол, и выяснить реальные характеристики предлагаемых материалов. Это не так уж сложно. Если вы не будете обращать особого внимания на приставки «нано» и сложные «абревиатуры» то, скорее всего, ваш выбор окажется менее сложным, а покупка станет проще и понятнее. Что купить? На сегодняшний день, для Московского региона (городской квартиры или загородного коттеджа) вполне достаточно 70 мм. ПВХ системы и 40 мм. двухкамерного стеклопакета. Очень хорошо, если будет применено так называемое «i-стекло». Показатели сопротивления теплопередаче, звукоизоляции и обеспечения нормативной инсоляции (проникновения солнечного света) в 32-40 мм. двухкамерном стеклопакете сбалансированы наилучшим образом. При применении в производстве качественного стекла и других материалов получится оптимальный результат. Несколько технических деталей Я намерено не перегружал статью техническими деталями, графиками и диаграммами. Но обойтись совсем без пояснений, видимо, не получится. Постараюсь дать простое и «человеческое» объяснение некоторым маркетинговым причудам: «Нано» покрытия. Сама по себе приставка «нано» показывает всего лишь то, что происходящие при нанесении покрытия процессы выполнялись на некотором физическом уровне измерения. Нано – это 10−9 м. (в минус 9 степени). На «нано» уровне вполне можно сделать полную «дрянь», так что эта приставка совсем не гарантирует высокого качества и не является показателем преимущества. Вывод - не обращаем внимания на «НАНО»! «И-стекло». Или «i-стекло». Это стекло с нанесенным на его поверхность покрытием, которое улучшает его показатель сопротивления теплопередаче. Его еще называют стеклом с «низкоэмиссионным» покрытием или стекло «с мягким покрытием». Чаще всего в качестве покрытия используют металлы и оксиды в различных сочетаниях. Часто говорят об использовании ионов серебра, но проверить этот факт чрезвычайно сложно, поэтому оставим эту деталь на совести производителя. Основное отличие «И-стекла» от «К-стела» в том, что покрытия наносится различными способами. «К-стекло» - стекло с «твердым низкоэмиссионным» покрытием. Оно наносится в процессе производства стекла (на этапе формирования поверхности и остывания). «К-стекло» предпочтительнее для производства стеклопакетов, так как менее подвержено механическим повреждениям, может быть транспортировано в нарезанном виде, и его покрытие практически не подвержено внешним воздействиям. Но оно несколько дороже, и его производство не способно так гибко подстраиваться под нужды производителей стеклопакетов. «Магнетронное напыление». Это название способа нанесения покрытия на поверхность «И-стекла». Суть метода заключается в способности «магнетрона» (электромагнитного излучателя) выбивать ионы вещества из «мишени» (источника материала). В дальнейшем «выбитые» ионы оседают на поверхности подготовленного (вымытого и высушенного) стекла в вакуумной зоне в среде «чистого» газа. Такой метод позволяет формировать слои точно контролируемой толщины и чередовать их путем смены вещества «мишени». (На нашем сайте или сайте компании Gurdian можно посмотреть видео, наглядно иллюстрирующее процесс магнетронного нанесения покрытия на стекло).
Вот, в общем-то, и все «технические фишки», которые следует знать и принимать во внимание. Все остальное – маркетинговые производные от них. В действительности чем лучше (известнее и авторитетнее) производитель стекла, тем оно прозрачнее и с меньшими искажениями. Нанести «твердое» покрытие способны только очень серьезные и крупные производители. С контролем качества у них все «в порядке»¸ так что можно не переживать. Нанести «мягкое» покрытие (i-стекло) в домашних условиях тоже не получится, поэтому сделать очень плохое покрытие можно, только если применять низкокачественное стекло, что, конечно, возможно, но на практике встречается редко. Качество стеклопакета Вы уже, наверное, поняли, что качество стеклопакета зависит от качества исходных материалов и соблюдения технологии изготовления. Если за исходные материалы отвечают крупные «солидные» производители, то можно особенно не опасаться за их качество. Выпускать «низкопробную» продукцию они себе позволить не могут, так как конкуренция в этом бизнесе очень серьезная. А вот соблюдение технологии производства стеклопакетов полностью на совести более мелких компаний, которые не всегда в состоянии обеспечить 100% контроль качества. С «К-стеклом» немного проще, так как само по себе покрытие более устойчиво к воздействиям и прощает исполнителям больше «отклонений от нормативных процессов». А вот «И-стекло» требует большей щепетильности в соблюдении технологии нарезки стекла, сборки стеклопакетов и поддержания идеальной чистоты на производстве. Важны также температурно-влажностные параметры помещения, так как при их нарушении возможно ухудшение качества покрытия. Вывод Конечно, в рамках одной статьи невозможно дать исчерпывающие рекомендации по выбору стеклопакета и его производителя. Но такая цель и не ставилась автором. Хотелось донести мысль о том, что выбор стеклопакета - это не такая уж сложная задача. Ведь его качество зависит не от «сложно произносимых» терминов, а от вполне понятных и выполнимых показателей: культуры производства, ответственности производителя и контроля качества продукции. Автор: Калькин Андрей Витальевич