Актуальность «цифровизации» современных окон?
Попытки обсудить «цифровизацию» светопрозрачных конструкций в последнее время предпринимаются все более активно. Что за этим скрывается? Термин «умное окно» предлагается для обсуждения все чаще и чаще. Попробуем разобраться, что стоит за этими попытками, насколько нам необходимы «умные стеклопакеты», «умная фурнитура» или «умные окна» целиком?
Для начала определимся, что означает этот термин?
Цифровизация — внедрение цифровых технологий куда-либо; перевод или переход на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств.
Такую трактовку дает «Викисловарь», и нам кажется это самое подходящее определение. Следует также обратить внимание на предлагаемые синонимы:
- дигитализация;
- компьютеризация;
- информатизация.
По сути цифровизация не меняет свойств продукта, она лишь помогает получить информацию о его свойствах или параметрах деятельности, перевести её в цифровой формат и передать куда-либо для обработки или принятия управляющего решения.
За счет развития цифровых технологий и средств связи передавать информацию можно довольно быстро, обрабатывать тоже можно практически моментально, но какая от этого выгода участникам рынка светопрозрачных конструкций (далее по тексту СПК)? От ответа на этот вопрос зависит и ответ на главный вопрос: насколько актуальна цифровизация для отрасли СПК в целом?
Мы предлагаем дополнить определение «Цифровизации», данное «Викисловарем», чтобы оно приобрело более «прагматичный» характер:
Цифровизация — внедрение цифровых технологий куда-либо; перевод или переход на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств с целью получения определенного экономического эффекта в виде роста производительности производства или других экономических выгод.
После добавления этой фразы большая часть всех обсуждаемых сейчас рыночных предложений переходит в разряд «прожектов» или напрасной траты ресурсов. Размещение на окне или его отдельных элементах датчиков, интерфейсов или других цифровых устройств без конкретной цели (пользы), которая может быть посчитана и выражена в «деньгах», теряет смысл или выходит из-под определения «цифровизация».
Возможные направления внедрения цифровизации?
Чтобы начать обсуждение, по каким направлениям цифровизация в отрасли СПК возможна и необходима, нужно хорошо понимать действительное положение вещей в этом направлении.
Наверное, Вы все знакомы с «Компьютерным парадоксом Роберта Солоу»? Для тех, кто забыл, я напомню, что еще в конце 80-х годов Роберт Солоу обнаружил феномен, позднее названный компьютерным парадоксом:
«Инвестиции в компьютеризацию производства по рынку в целом, с одной стороны, не приводили к увеличению прибыли или улучшению производительности труда (и это статистически достоверно!), с другой стороны, как ни странно, приводили к еще большим инвестициям в компьютеризацию производства».
Суть в том, что вложения в ИТ не дают экономического эффекта, не приводят к росту производительности труда и чаще всего даже не «отбивают» затраты на их внедрение.
Поэтому бессистемные попытки подключить окно к компьютеру также ни к чему не приведут. И это не завит от способа связи, нет никакой разницы, как она будет организована: по «USB»-протоколу или по «WI-FI» — суть не меняется. Кроме «модного» названия» никакой выгоды не появляется.
Какие функции окна можно улучшать?
Основная функция окна (о которой всё больше забывают) – обеспечивать помещение светом. Именно через окно наш организм получает информацию о том, какое сейчас время суток.
Нужна ли «цифровизация» в передаче информации о времени суток или погоде при наличии стекла? Очевидно, что нет. Нужен ли здесь «прорыв» в скорости передачи информации или дополнительной обработки для более четкого её понимания нами – тоже очевидно, что нет.
Идем далее по функциям окна. Поможет ли цифровизация при разрешении главного функционального противоречия современных СПК – одновременного обеспечения «тепло» и «звуко» изоляции при сохранении функции воздухообмена? После короткого размышления ответ тот же — нет.
Я уже слышу возражения: а как же умные «стеклопакеты», системы автоматического открывания и закрывания створок (которые почему-то называют системами автоматического проветривания) и другие «умные», «нано» и «i-окна»?
Мой ответ такой – да, они существуют. И это очень хорошо, что они есть и что исследования и работы по разным направлениям ведутся. Но ни о какой экономической эффективности этих разработок пока говорить не приходится. Это «модные», высокотехнологичные и очень дорогие «Игрушки». Ни о каком массовом внедрении их в отрасль СПК пока не может быть речи.
А раз так, то все они не попадают под дополненное нами определение «цифровизации».
Еще раз об уровне технологий в отрасли СПК
Развитие информационных технологий дает нам ощущение того, что прогресс идет очень высокими темпами, происходят улучшения во всех сферах жизни и деятельности. Но более пристальное рассмотрение ситуации позволяет увидеть, что прогресс идет в основном в ИТ. Еще более пристальный взгляд позволяет увидеть, что даже там он замедляется.
Что же касается отрасли светопрозрачных конструкций – все основные технические решения «старые» из 80-90-х годов:
- Строение профильных систем практически не изменилось. Добавление камер не является «новым» техническим решением;
- Принципиальная технологическая схема, состав и набор компонентов базовых наборов фурнитуры не менялись уже очень давно. Замена покрытия не является «новым» техническим решением;
- Строение и конструктивные решения при изготовлении стеклопакетов практически не меняются. Рамки из «новых» материалов не являются прорывными техническими решениями;
- Материалы строение и способы производства уплотнений не претерпели значительных изменений.
Нельзя отрицать развитие химических технологий и улучшения, которые они позволяют сделать в отрасли, где все завязано на химию. Но, если рассматривать окно как «техническое решение», призванное выполнять определенный набор функций, ничего не происходит.
Для каждого продукта существует «Оптимальная сложность», которая для окон (и большей части СПК) была пройдена примерно в 2000 году. Далее должны были последовать инновации (переход на новый уровень), но они не последовали, и начался процесс улучшения ради улучшений.
Над причинами такого положения вещей еще нужно размышлять. На первый взгляд, дело в том, что утрачена ответственность за развитие технологий. Ранее ответственными за развитие и распространение технологий были крупные производители профильных систем и фурнитуры, но потом наступил момент, когда они дистанцировались от этой функции.
Еще некоторое время по инерции распространением технологий и новшеств занимались крупные разработчики, имевшие тесную связь с потребителями. Но потом и они в наступивший период отсутствия свежих идей и решений отказались от этой роли. Всем осталось только имитировать «инновационную» деятельность, чтобы поддерживать интерес потребителей и оправдывать рекламные бюджеты.
Наверное, в этом причина возникновения сначала «НАНО», а потом и других «DIGITAL» способов придания нового облика старым решениям.
Польза и вред цифровизации для отрасли СПК?
Однозначного ответа, конечно, нет. Взвешивать все «ЗА» и «ПРОТИВ» цифровизации при отсутствии четких формулировок довольно сложно. Невозможно отрицать пользу от цифровых технологий:
- Внедрение систем компьютерного расчета позволило значительно сократить сроки производства и разделить производственные процессы.
- Внедрение «безбумажного производства» и компьютерных систем учета материалов при производстве позволило сократить издержки.
- Внедрение систем автоматического планирования и систем автоматического управления логистическими процессами позволило сократить расходы на доставку и взаимодействие с контрагентами.
Но являются ли эти улучшения достижениями отрасли СПК? Скорее нет, чем да. Эти возможности получены из-за общего развития информационных технологий. Для отрасли СПК они просто адаптированы.
Произошло в отрасли СПК за последние 20 лет что-то такое, что стало именно её достижением или позволило сделать «прорыв» в технологиях или процессах? Скорее нет, чем да.
Значит ли это, что СПК перестали быть передним краем отрасли «строительства»? Конечно, нет. Технологический и человеческий капитал отрасли позволяет надеяться на преодоление трудностей, осмысление существующего положения и выхода на новые рубежи.
Надо только хорошо подумать и определиться, куда двигаться дальше. Не ждать, когда нам предложат решение иностранцы, а взять ситуацию в свои руки. Развитие инноваций без плана бессмысленно. Нужно перестать принимать решения, которые «проще», и начать принимать решения, которые правильные…
И отвечая на вопрос «Нужна ли нам цифровизация СПК», можно сказать: в том виде, как сейчас – нет, не нужна. Нужны осмысленные действия, которые позволят получить осязаемый, измеримый результат. И если захочется их назвать цифровизацией – пусть так и будет.
Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на rsoserv.ru