Рейтинг оконной компании должен отражать её преимущества перед другими компаниями (конкурентами), быть понятным, достоверным и проверяемым. Так ли это сегодня? Конечно нет. В чем причины дискредитации такого мощного инструмента формирования имиджа и бренда оконной компании как «отраслевой рейтинг», попробуем разобраться.
Так как целью наших рассуждений должен стать ответ на вопрос о причинах нивелирования значения рейтингов оконных компаний, определим основные понятия и обозначим направления рассуждений.
Что такое рейтинг оконной компании?
Рейтинг (англ. rating от глагола англ. rate «оценивать») — числовой или порядковый показатель, характеризующий важность или значимость определённого объекта или явления. Список объектов или явлений, имеющих наибольший рейтинг, обычно называют «Топ N» или «TOP N», где N — количество объектов в списке, обычно кратное 10.
Приведенное выше определение рейтинга дает «Википедия», оно довольно общее, но тем не менее позволяет начать рассуждения.
Предположим, что нам необходимо составить рейтинг оконных компаний, работающих в определенном регионе, что для этого потребуется?
- Количество оконных компаний в регионе должно быть достаточным для составления рейтинга. То есть для того, чтобы рейтинг был хоть сколько-нибудь значимым, количество компаний должно быть больше, чем число позиций в рейтинге. Должны быть кандидаты для вхождения в рейтинг;
- Должны быть критерии, которые являются основой для рейтинга. Эти критерии должны охватывать (описывать) деятельность каждого участника рейтинга. Критерии должны быть измеримыми и понятными для участников рейтинга и его потребителей;
- Рейтинг должен составляться независимым, авторитетным и профессиональным органом. Авторитет составителя рейтинга должен приниматься всеми участниками рынка и потребителями.
Составление такого рейтинга непростая и требующая больших усилий и профессиональных знаний работа. Помимо составления рейтинга, потребуется его поддержание в актуальном состоянии, что также будет отнимать много усилий. Способен кто-нибудь сейчас выполнить такую работу, и главное существует ли потребность в её выполнении?
К сожалению, условий для составления и поддержания в актуальном состоянии реального, серьезного рейтинга оконных компаний, сегодня нет. На него нет запроса. Попытки составить подобие рейтинга предпринимались и предпринимаются регулярно. Появляются сайты, группы в социальных сетях и мессенджерах, претендующие на право называться рейтингом оконных компаний того или иного региона. Но, доверия от больших групп пользователей такие попытки не имеют.
Рейтинг без доверия к его составителю – не жизнеспособен. Это аксиома.
Как сравнивать оконные компании если рейтинги не действуют?
Что делать в ситуации, когда необходимо сравнить несколько объектов, а составлять полноценный рейтинг некому, некогда, долго или дорого? Правильно, нужно заменить полноценный рейтинг чем-то другим, попроще. Как оценивались оконные компании в ретроспективе?
Первыми «рейтингами» оконных компаний были печатные издания. Многие, кто работал в то время на оконном рынке, помнят «Экстра-М», это было периодическое, бесплатное для клиентов печатное издание. Были еще газеты «Из рук в руки» и другие, но они уступали по значимости и влиянию «Экстра-М».
При «бесплатности» для клиентов (потребителей), для рекламодателей «Экстра-М» была совсем не бесплатной. Для многих компаний в то время, бюджет на «Экстра-М» был основной статьей расходов на продвижение и рекламу.
По размеру и месту размещения рекламного объявления в «Экстра-М» в то время можно было судить о размере, возможностях и «крутости» оконной компании. Компания, купившая в то время разворот на «Экстра-М» могла быть без сомнения отнесена к ведущим игрокам рынка. Чаще всего так и было.
«Экстра-М» можно считать первым косвенным рейтингом оконных компаний Московского региона.
Оконный рынок рос, количество компаний увеличивалось, газета «Экстра-М» стала терять актуальность и потребовался новый измеритель «крутости» оконных компаний. Таким измерителем постепенно стал интернет.
Но, будет неправильно не отметить еще один «косвенный рейтинг» оконных компаний того времени. Выставки! Так назывались точки презентации и продаж светопрозрачных конструкций. По месту и расположению «Выставок» в то время можно было сделать вывод о возможностях и «серьезности» оконной компании.
Были специальные места сосредоточения строительных компаний, попасть в которые было очень сложно и дорого, но, если ты туда попал, у тебя появлялся прямой контакт с «горячими» потребителями. Покупка материалов для ремонта и строительства в то время осуществлялся не в супермаркетах, а именно на таких тематических выставках, поэтому если твоя компания представлена там, ты напрямую общаешься с клиентами, готовыми купить.
Самыми важными строительными выставками в то время были «Фрунзенская набережная» и «Нахимовский проспект», потом появились и другие, но эти места были «элитными». Если компания представлена в хорошем павильоне на «Фрунзенской набережной» или «Нахимовском», значит у нее все хорошо.
Наличие, место расположения и размер представительства (выставки) на ведущих выставочных строительных площадках можно было считать еще одним косвенным рейтингом оконных компаний.
Интернет как площадка для рейтинга оконных компаний
После снижения значимости печатных изданий и появления большого количества выставок, снова стал вопрос привлечения внимания клиентов к оконным компаниям.
Сначала была предпринята попытка открытия большого количества малых выставок и столов заказов в местах массового посещения потребителями. Оконные «столы заказов» стали появляться в мебельных, хозяйственных и даже продовольственных магазинах. Сначала это дало эффект, но он был не долговечным.
Осмотревшись вокруг, маркетологи оконных компаний обратили внимание на развивающийся бурными темпами интернет.
Оконные компании стали делать сайты. Но, тут возникла проблема, оказалось, что место сайта в выдаче основных поисковиков «Яндекс» и «Google» зависит не от возможностей компании, а от умений того, кто продвигает сайт. Компании стали наращивать бюджеты на SEO продвижение, но это тоже не давало моментального результата, из-за специфики формирования выдачи и отсутствия хороших специалистов по продвижению даже в крупных ИТ-компаниях.
Качество Сайта оконной компании также оказалось косвенным рейтингом, не позволяющим составить достоверное впечатление о продукции, качестве и возможностях оконной компании.
После осознания оконными компаниями и особенно клиентами того факта, что сайт и представительство компании (социальные сети, группы, сайты с отзывами) в интернете слабо коррелирует с её реальными возможностями, доверие к сайтам как источнику достоверной информации снизилось.
Клиенты оконных компаний снова оказались в ситуации, когда узнать о добросовестности производителя, о его подходе к качеству продукции и соблюдению условий обслуживания клиентов можно только приняв на веру непроверенную никем информацию от отдела продаж или «самохвалебной» статьи на сайте.
Нельзя сказать, что рейтингов нет совсем. Если в поисковую строку ввести запрос «Рейтинг оконных компаний Москвы», выдача будет несколько десяткой тысяч страниц. На первых местах будут хорошо оформленные сайты со ссылками на авторитетные ресурсы, но это, к сожалению, ничем не поможет Вам в выборе.
Если ранее, во времена «выставок» Вы могли в свободное время прийти на стенд оконной компании и пообщаться с представителем компании, живым человеком, то сейчас Вам придется довериться «бездушному» цифровому агрегатору отзывов.
Доверяете ли Вы отзывам в интернете? Вы уверены в их подлинности, достоверности и непредвзятости? Кто проверял отзывы, перед их размещением? Все эти вопросы остаются без ответа.
Как составлять новые рейтинги?
Вернемся к главному в этой статье вопросу, почему рейтинги, представленные сейчас, не актуальны или даже бессмысленны? Потому, что они составлены по отзывам клиентов, размещенных в интернете. Почему возникают сомнения? Потому что, отзывы всегда эмоционально окрашены и составляются не профессионалами, а потребителями.
Конечные клиенты не могут составить объективное мнение о качестве высокотехнологичной продукции, которой являются современные светопрозрачные конструкции, они могут оценить только качество обслуживания на этаже доставки и монтажа.
Получается, что при выборе Вы будете ориентироваться на совокупное мнение непрофессионалов, составленное на основании непроверенных фактов о действиях вспомогательных служб оконной компании. Вас устраивает такой подход? Думаю, что нет.
Как должен составляться рейтинг? На основании мнения профессионалов, которые в состоянии оценить состояние производства, контроль качества производимой продукции, соблюдение всех процессов при производстве, упаковке и доставке продукции потребителю. Профессионалов, способных оценить процессы монтажа конечных изделий. Способен кто-то сегодня выполнить такую работу? Нет. Значит достоверного рейтинга не будет.
По каким параметрам клиент сегодня может оценить оконную компанию?
Это на самом деле сложный вопрос. Сегодня клиенту очень сложно сделать оценку производителя светопрозрачных конструкций, так как никто не заинтересован предоставлять достоверную информацию.
По каким параметрам вообще возможно оценить или сравнить оконные компании:
- Срок существования. Объективный показатель, соврать компания может, но не на много, спасибо интернету;
- Количество работающих в компании. Ранее был объективный показатель, сейчас нет. Проверить сложно, много внештатных сотрудников и аутсорсеров;
- Ассортиментная линейка. Проверить можно, но сложно. Пока считаем объективным показателем. Чем шире ассортимент, тем серьезнее компания;
- Сроки изготовления в сезон и межсезонье. Ранее был объективный показатель, теперь нет. Производители сами нивелировали его, растянув сроки производства в сезон. Это самое бездарное решение крупных игроков рынка за последнее время;
- Качество производимой продукции, её соответствие ГОСТам и СНиПам. Объективный показатель, но для реальной оценки необходима профессиональная экспертиза. В рядовом случае, Вы сможете оценить качество на уровне «нравится не нравится» или по наличию явных, видимых дефектов.
Задавая себе вопрос, что хотелось бы знать об оконной компании перед размещением заказа на производство окон, становится понятно, что меня как клиента скорее всего не будут интересовать такие факты как:
- Стоимость изготовления конструкций, доставки и монтажа;
- Сроки изготовления окон;
- Как контролируется качество на производстве, при доставке и при монтаже;
- Сроки гарантий и условия устранения рекламаций.
Как ни странно, срок существования и количество работающих в компании меня не особо интересуют. А из списка параметров, представленного выше следует, что только эти параметры поддаются хоть какой-то проверке.
Какой рейтинг оконных компаний нужен?
- Стоимость изготовления конструкций (окон и дверей) – возможно получить путем телефонного опроса компаний производителей;
- Сроки изготовления и доставки – возможно узнать путем обзвона компаний производителей;
- Сроки гарантии и условия устранения рекламаций – возможно узнать путем телефонного обзвона компаний производителей.
Получается, что мне, как потребителю, необходим рейтинг компаний производителей светопрозрачных конструкций, составленный профессиональными экспертами отрасли по результатам их реальных инспекций производственных площадок компаний производителей светопрозрачных конструкций. Чем больше пунктов сравнения им будет доступно, тем более полный ответ по качеству производимой продукции станет доступен.
Выводы:
1. На сегодняшний день не существует рейтинга оконных компаний, отражающего реальный уровень качества производимой продукции (светопрозрачных конструкций);
2. Рейтинги, представленные в сети интернет, не отражают реального качества светопрозрачных конструкций, производимых компаниями участниками рейтинга;
3. Для составления реального рейтинга оконных компаний нет объективного запроса от участников рынка и потребителей.
Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на rsoserv.ru