Оконный рынок в 1 квартале 2023 года

По итогам завершившегося первого квартала 2023 года можно делать выводы о том, насколько серьезно оконный рынок подготовился к сезону. Прошедшая в конце марта 2023 года, строительная выставка «Mosbuild 2023», подвела некоторую черту, за которой обычно и начинался оконный сезон. Что можно сказать о состоянии рынка окон на сегодняшний день?

Краткий анализ оконного рынка по итогам 1 квартала

Если совсем коротко – оконный рынок весь первый квартал находился в «жестком боковике», как говорят биржевые аналитики. То есть, никаких активных действий на рынке не наблюдалось. Цены на светопрозрачные конструкции стояли «как вкопанные».

Предпринимались робкие попытки немного «раскачать» рынок, в информационное пространство вбрасывались новости о подготовке к чему-то большому и невиданному ранее. Но реакция на «раздражители» была практически нулевая. Это не удивительно, все осознали, что 30% падение спроса в конце 2022 года и слабое восстановление интереса к покупке окон в начале 2023 года может стать непреодолимой преградой для многих.

Бодрые отчеты производителей профильных систем и крупных обработчиков о результатах работы в 2022 году и предстоящих победах в 2023 тоже не имели успеха, так как звучали скорее вымученно. Энтузиазма никто не испытывает.

Спрос на окна не растет

Для его роста нет предпосылок. Привычные драйверы роста и раздражители, стимулирующие покупателей ранее, перестали оказывать влияние на рынок. Акции, Скидки и «Распродажи с завода» уходят в прошлое.

Предложение – тоже, кстати, не растет

Предлагать некому и нечего. Есть сегменты рынка, в которых наблюдается некоторое «шевеление», но никакого влияния на рынок в целом, они не оказывают. «Все что нужно» на рынке уже есть.

Первый вывод

Рынок светопрозрачных конструкций в первом квартале 2023 года, как «кот Шредингера» и жив и мертв одновременно.

Что будет дальше? Куда пойдет оконный рынок в 2023 году?

Ответить на этот сложный вопрос не может сейчас никто. Казалось бы, все готово, выставка прошла, все «отчитались» о готовности к сезону, поставщики переориентировались, приспособились к новым условиям, нужен толчок…

Но, ничего не происходит. Посмотрите на курс Доллара и Евро в марте-апреле 2023 года. Курс перевалил за отметку 80 для доллара и почти 90 для евро. За месяц почти на 10% вверх, а цена на окна стоит «как прибитая». В прошлом году при таком росте курса поставщики уже «гуляли бы по буфету», цены поднялись бы процентов на 15%. А сегодня – нет, тишина.

В чем причины такого «скромного» поведения поставщиков и как следствие производителей конечных окон?

Основная причина в боязни потерять тот поток заказов, который позволяет существовать. Все понимают, что тот, кто первый поднимет цены, может потерять часть клиентского потока. Если раньше любой подъем цены тут же подхватывался всем рынком, то сейчас ситуация не такая. Ты можешь поднять цены, а конкуренты нет, и через неделю у тебя будет минус 25% от оборота.

Что делать? Какова может быть стратегия действия в такой ситуации?

Самое главное сейчас не делать «резких движений». Нужна осторожность и внимание. Хороший маркетинг не помешает. Но, нужна не та часть маркетинга, которая тратит деньги, а та, которая анализирует рынок и конкурентов. И чем глубже будет этот анализ, тем лучше.

Сюрпляс

Ситуация стала похожа на гонку преследования, где не важно время, за которое Вы пройдете дистанцию, а важно кто придет первым.

Поэтому со старта никто не бросается вперед, а начинается «Сюрпляс», когда соперники ждут, кто поедет первым, чтобы двигаться в разреженном воздушном потоке, создаваемом лидером.

Ситуация не похожа на предыдущие кризисы. Она качественно другая. Возникло наложение нескольких обстоятельств, которые формируют обратную синергию.

Оконный рынок не остановится, он замедлится.

Насколько сильным будет замедление, зависит от множества факторов и обстоятельств. Их нельзя перечислить и полностью осмыслить, но самым важным является, как сейчас говорят «Отрицательный рост Спроса». Причин здесь масса:

  • Замедление темпов строительства жилья;
  • Падение продаж недвижимости по всем категориям;
  • Ухудшение условий предоставления кредитов (в том числе ипотеки);
  • Введение различных санкций и ограничений;
  • Уход иностранных компаний-поставщиков с рынка;
  • Массовая миграция населения «за рубеж».

Помимо перечисленных «макро» факторов, если и «микро» факторы, которые тоже могут оказать влияние на рынок светопрозрачных конструкций:

  • Уход из отрасли специалистов-оконщиков и их замена сотрудниками с более низкой квалификацией приводит к снижению стандартов производства и обслуживания клиентов;
  • Перекос продаж в сторону «Дилерских». Снижение порога входа для дилеров привело к хаотизации рынка;
  • Практически полное исчерпание сегмента замены «старых окон». Многолетняя работа в этом направлении привела к результатам, старых окон требующих замены, осталось совсем немного.

Перечисленные выше факторы невозможно ранжировать, невозможно сказать окажут они влияние или нет. Сложно даже утверждать, что замедление будет определяться чем-то, что можно проанализировать сейчас.

Что можно утверждать с большой долей определенности, это то, что:

  1. Производственных мощностей сейчас больше чем необходимо для удовлетворения существующего и предъявленного рынку спроса;
  2. Регулирование на рынке отсутствует полностью, поэтому «разруливаться» ситуация будет непредсказуемо.

Вывод:

Предстоят интересные времена. С ценовыми ралли и «уходом» игроков. Время покажет, кто подготовился лучше всех. Оконный рынок пока еще подчиняется рыночным законам и на нем остались «крохи» конкуренции, это дает ему шанс на выживание.

Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на rsoserv.ru

Оконный рынок в первом квартале 2023 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *