За последние три года ситуация на оконном рынке перестала быть предсказуемой. Объективные внешние обстоятельства выталкивают ситуацию за рамки сложившихся за десятилетия привычек. Сначала сместились «пики» сезона и межсезонья, потом цены на окна «отвязались» от курсов иностранных валют, потом был длинный «боковик» с ценами, державшимися почти полгода.
Но, похоже, наступил момент, когда можно смело утверждать, цены на окна снова «прицеплены» к локомотиву курсов иностранных валют. То есть, ценообразование вернулось к привычному, «докризисному».
Если проанализировать розничные цены на окна ПВХ в Московском регионе за период май-август 2023 года, то можно проследить явную связь роста цен на окна с ростом курсов валют. На графике курса доллара США (ЦБ) явно видны несколько пиков, которые были моментально отыграны производителями окон.
Высказанные нами ранее робкие надежды на то, что после некоторых колебаний будут найдены новые ценовые уровни, которые продержаться хоть сколько-нибудь долго не оправдались. Розничные цены на окна ПВХ встали в привычный фарватер к курсам Доллара и Евро, и двигаются вверх вместе с ними.
Ничего необычного в этом нет, Так уже было ранее, и все участники оконного рынка «с пониманием» относятся к такому положению дел.
Каковы перспективы снижения цен на окна в 2023 году?
В ближайшем будущем таких перспектив не просматривается, и дело не только в том, что курсы иностранных валют не могут развернуться, они могут. Дело в том, что на оконном рынке просматривается еще несколько факторов, которые могут оказать негативное влияние на ценообразование отдельных элементов окон и формирование конечных розничных цен. Что это за факторы?
Сроки изготовления окон ПВХ летом 2023 года
Все участники рынка, а тем более клиенты, обратили внимание, что сезон 2023 отличается от других тем, что у большинства производителей «поплыли» сроки изготовления. Сроки изготовления ПВХ конструкций выросли до 14-20 дней (это белые стандартные окна), конструкции нестандартной формы или «цветные» окна изготавливаются еще в более долгие сроки.
С чем связана такая ситуация со сроками? Ведь сроки изготовления в сезон всегда были «конкурентным» фактором, определяющим статус компании. «Выдержать сроки в сезон» могли только самые мощные и крупные компании. Что же произошло? Что пошло по-другому в 2023 году?
- Производственных мощностей хватает. Многие крупные игроки оконного рынка нарастили станочный парк заранее, многие компании провели модернизацию, благо в последние годы оборудования «Б/У» было в избытке;
- Поставки всех комплектующих для производства окон, хоть и не без проблем, налажены. Информации о «провалах» в снабжении не поступает, производство многих комплектующих локализовано;
Что же выбило многих крупных игроков «из колеи»? Единственное, что приходит на ум – это кадры и организация процессов. Если всего, что необходимо для производства хватает, значит, не хватает умения и организации.
Возникает естественный вопрос, как связаны сроки производства и цены? Они связаны, так как цена является мощным фактором регулирования входящего потока заказов. Когда у компании «плывут» сроки, возникает естественное желание приподнять цену, чтобы заработать немного больше не текущем потоке и немного сбить вал поступающих заказов.
Но. Нужно четко понимать, что за кажущейся простотой решения проблемы со сроками, путем поднятия цен, есть далеко идущие последствия:
- Во-первых, компания приобретает имидж «дорогой» или «дороже конкурентов». Это плохо и всегда сказывается отрицательно в перспективе;
- Во-вторых, восстановить поток заказов, после «корректировки ценой» бывает очень сложно, компания может упустить часть сезона или даже потерять часть доли рынка.
Нельзя сказать, что это новая ситуация, сроки увеличивались и ранее. Но, ранее, за сроки шла борьба. Предпринимались меры, прилагались усилия и шла постоянная битва за сроки. А сейчас, похоже, ситуацию «отпустили». Как это скажется на оконном рынке?
Может быть «стандартным» станет срок для «белых-квадратных» окон – две недели? Если с этим согласятся клиенты и участники рынка, почему бы и нет. Но, зачем тогда нужно мощное производство и дорогие автоматические станки? Зачем тогда парки автотранспорта и логистические подразделения? Опять будет снижен порог входа на рынок?
Сейчас отвечать на эти вопросы, наверное, рано, дождемся окончания сезона, чтобы провести более глубокий анализ. Пока отметим, что конкурентный фактор – «сроки в сезон», снизил свое влияние на оконный рынок.
Выводы:
· Цены на окна снова жестко связаны с курсами иностранных валют;
· Цены снова стали фактором оперативного регулирования спроса на окна.
Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на rsoserv.ru