Старт оконного сезона 2023

С какой точки стартует оконный рынок в 2023 году?

Завершилась строительная выставка Mosbuild 2023 и оконный сезон можно считать открытым. С какой точки стартует оконный рынок в этом году? Нужно отметить, что такого стечения обстоятельств не было еще никогда.

Все «держат цены» и это очень странно. Цены на окна держатся на уровне 2021 года, и это продолжается уже не первый месяц.

  • Никто не хочет становиться первым поднявшим цены?
  • Есть опасения, что поднятие цены приведет к потере оставшихся клиентов?

Все эти опасения оправданы. Сложившаяся ситуация очень беспокоит всех участников рынка, так как на оконном рынке никогда не было такого затяжного клиентского «затишья». Спады были, но за ними всегда следовал отскок. А сейчас все по-другому.

Даже коррекция цен на иностранную валюту не может нарушить равновесие. Рост составляет по разным оценкам с начала года – 13-15%, а цена на окна стоит «как прибитая». Видимо, уровень ожиданий собственников настолько «силен», что даже курсовые потери пугают их меньше, чем возможность потерять клиентов и стать первым «поднявшим цены в 2023 году». Но, лидер обязательно будет.

Пути спасения, предлагаемые «Экспертами»

Пути предлагаемые экспертами

К сожалению, в общее информационное пространство прорываются только «стандартные», набившие оскомину рецепты. Среди них очень мало реального анализа и много банальных «бизнес шаблонов»:

  • Еще большая оптимизация бизнеса и его отдельных процессов;
  • Выход на территориальные рынки;
  • Развитие дополнительных компетенций;
  • Смена поставщиков;
  • Смена управленческих команд;
  • Повышение уровня сервиса;
  • И еще много подобных советов на уровне начального курса MBA.

Прежде чем начать анализировать все, перечисленные советы, ответим сами себе на главный вопрос, какой основной фактор сейчас определяет состояние оконного рынка?

Главный фактор сейчас – «Покупательская способность» клиентов и её Величество «Цена». Все остальное – вторично. Тот, кто сможет предложить минимальную цену и продержаться дольше конкурентов выживет. Все остальные раздадут деньги поставщикам, сотрудникам и другим «потребителям» и уйдут.

Анализ путей спасения участников оконного рынка

К сожалению, в информационном поле сейчас присутствуют только «Сотрудники» ведущих компаний, или представители поставщиков, собственники оконных производственных компаний молчат. Наверное, они видят, что на рынок обратило внимание Государство и скоро правила игры могут поменяться.

«Звоночки» уже слышны, открываются оконные предприятия там, где их открытие не нужно, но деньги дает государство, и они будут открыты. Ситуация не новая, так уже было на заре становления рынка, но тогда, к счастью, государство быстро переключило свое внимание на более доходные направления. Как будет сейчас, посмотрим.

Как действует государство на любом рынке, все уже поняли, поэтому «капитаны» оконного рынка должны хорошо задуматься, что делать дальше. Договариваться между собой за долгие годы работы они так и не научились, а сейчас учиться уже поздно. Поэтому придется или подстраиваться или уходить, спокойно жить, скорее всего, не получится.

Итак, проанализируем предлагаемые рецепты выживания. Начнем прямо по порядку:

Еще большая оптимизация бизнеса и отдельных процессов?

Это о чём? Еще остался кто-то, у кого процессы не оптимизированы? После «Ковидного» застоя и последовавшего за ним ценового ралли на все, «что не прибито»? Если и остались компании, у которых есть неоптимизированные участки, то их существование определяется не уровнем оптимизации бизнес процессов, а наличием у них каких-то ресурсов — административного или другого, позволяющего им выжить и подвинуть конкурентов. Все остальные уже «ушли».

Выход на территориальные рынки?

Это куда? Московским и Питерским компаниям выходить на близлежащие области, но там есть свои производители. Выходить с демпингом? Какой смысл? Терять деньги? А куда выходить территориальным компаниям?

Успешных попыток территориальной экспансии припомнить не удается, а вот неудачных походов было много, даже за последние несколько лет можно вспомнить парочку.

Развитие дополнительных компетенций?

Это совсем непонятная формулировка. Развитие компетенций внутри компании возможно только за счет обучения персонала или привлечения внешних дополнительных ресурсов. Это все дополнительные средства, которых сейчас и так не хватает. В условиях неопределенности развития рынка «угадать» с направлением невозможно, проще купить то, что не делаешь сам на стороне. Выйдет быстрее и дешевле.

Внешние компетенции? Поиск новых рынков? Кому сейчас и что предлагать? Все то, что можно «прикрутить» к окну уже прикручено, все, куда можно вставить окно, уже найдено. Конечно, можно и нужно искать, но стоит ли это делать сейчас? Более сильное развитие компетенций? Это просто «бла-бла-бла». Поглощение новых рынков – невозможно, их нет.

Новые направления? При возврате строительных технологий к «дедовским методам»? Можно конечно выдавать за новые направления деятельности старые: ИЖС, отели, гостиницы и перегородки. Это совсем не серьезно. Заказчики без средств, поэтому предлагать можно всем и все, что угодно, кто это будет покупать? 

Еще раз – выживет тот, кто сможет предложить и держать минимальную цену и просуществовать дольше, чем конкуренты.

Смена поставщиков?

Смена поставщиков – тоже не актуальна, на кого менять? Санкции сделали поставщиков практически безальтернативными. А потеряв наработанные связи с существующими поставщиками можно и не вернуться «в седло». Нет – «здесь рыбы нет».

Смена управленческих команд?

Смена управленческих команд

Смена управленческих команд – возможна, но где они эти команды? Раньше были, ходили по рынку группы менеджеров, имеющих знания и уникальные компетенции, но это давно позади. Сейчас найти людей, которые могут создать что-то новое очень сложно, чаще всего, это люди, выдающие чужие  или забытые идеи за свои.

Хотя в кадрах потенциал есть всегда. В любой компании в этом направлении есть потенциал. Всегда есть люди, которые «засиделись», «забронзовели» или «устали». Так, что сбрасывать со счетов скрытые кадровые резервы – не стоит.

Повышать уровень сервиса?

Фраза отличная, звучная. Вот только это делается не по щелчку пальцами. Требуется большая подготовка и много обсуждений. Есть у Вас команда, способная найти такой сервис, который нужен рынку и клиентам и его на рынке еще нет? Или у Вас команда, привыкшая «сидеть на попе ровно»?

Сервис – статья всегда чисто затратная. И если Вы ошиблись, и ваш сервис оказался не оценен клиентами (не нужен), Вы прогорели и Ваши деньги «на ветер». А конкуренты, которые не делали лишних движений, оказались «в плюсе». 

Еще раз о Монобрендах

Очень жаль, что осознание очевидного факта губительности монобрендовой стратегии приходит только сейчас. Много раз говорилось — не становитесь заложником одного бренда, каким бы хорошим он не был. В сложившихся обстоятельствах иметь монобрендовую стратегию – это самоубийство.

Резко добавить или сменить поставщика не получится, ввести новый продукт быстро тоже не получится, так что все, кто не принял мер заранее, ожидайте «грустных» последствий. Клиентов придется удерживать в этом сезоне любой, а именно самой низкой, ценой. Как Вы будете этого достигать, не имея альтернативы? Уповая на качество немецкого производителя. Удачи!

Маленькие или Большие у кого больше шансов выжить?

Большие или маленькие компании

Этот вопрос в последнее время обсуждается с новой силой. Хотя «маленьких» почти не осталось. Тем не менее, кто более подвержен воздействию сложившихся обстоятельств?

Время конечно покажет, но экономическая теория и логика говорят о том, что «Большие» компании никому, кроме своих собственников не нужны. Ни рынку, ни клиентам, ни поставщикам, ни сотрудникам. Гораздо предпочтительнее компании мелкие и средние, региональные, мобильные, хорошо организованные. Так кстати обстоят дела в Европе, там нет оконных «монстров».

А сегодня ответ на вопрос, у кого больше шансов на выживание таков – у хорошо организованной компании! Это может быть и большая и маленькая компания. Главное сейчас – Эффективность, а не размер компании.

Время «производственников»? Нет – время Клиентов!

Наступает «Новое время», оно наступает для всех. Для Клиентов оно наступило раньше, когда упали доходы и поднялись цены на все, что вокруг. Помните рост цен на стройматериалы в начале прошлого года, по 30% за раз? Поставщики тогда танцевали «Джигу». Но все меняется…

Как подготовиться к новой ситуации? Никак, уже поздно, готовиться нужно было раньше, вводить разные ПВХ системы, оптимизировать логистику, работать с персоналом, вводить новые системы мотивации, оптимизировать производство и склады.

Нужно честно ответить себе какова моя компания? Сможет она работать в новых условиях? Сможет нести дополнительные издержки и больше работать?

Если ответы нет – нужно закрываться.

Оконный сезон 2023 приходит

Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на rsoserv.ru

Старт оконного сезона 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *