Написание прогнозов всегда связано с неопределенностью, а в ситуации внешней (по отношению к рынку) нестабильности делать прогнозы становится еще сложнее. И тем не менее, любой прогноз лучше его полного отсутствия. Для нормальной деятельности оконной компании необходимо задать направление движения, сформировать планы продаж и производства.
Что ждет оконный рынок в 2021 году?
Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем определить, какие факторы будут определяющими для рынка в целом и какова будет их динамика в течение года.
Спрос на светопрозрачные конструкции — основной фактор, определяющий годовые тренды. Для того, чтобы определить его динамику, необходимо проанализировать его сегменты и факторы, влияющие на их рост или снижение.
Спрос на окна, формируемый «частным заказчиком»
Перспективы роста этого сегмента кажутся маловероятными. Покупательная способность населения снижается уже несколько лет подряд, для перелома этой тенденции никаких предпосылок не наблюдается.
- Возможно, что сегмент замены окон «на вторичном рынке» жилья не утратит своей актуальности и позволит оконным компаниям, ориентированным на него загрузить свои мощности. Но, нужно принять во внимание тот факт, что этот сегмент не растет уже несколько лет и в общей структуре рынка его значение снижается;
- Производство окон для «частного домостроения» скорее всего тоже поддержит оконный рынок и позволит немного улучшить статистику, но каких-то особых «прорывов» в этом направлении, скорее всего не будет.
Корпоративные заказчики — надежда оконного рынка в 2021 году
Принятие в конце декабря 2020 года «Закона о комплексном развитии территорий» сделало возможным стоить «минимально оптимистические» планы. Хотя сегодня не совсем понятно как именно будет работать закон о КРТ, общая тенденция на развитие строительной отрасли в рамках этого документа все же прослеживается.
- Сегмент производства светопрозрачных конструкций (СПК) для новостроек (нового строительства) в последние годы был основным драйвером роста для крупных компаний. И хотя 2020 год не показал явного роста, основные объемы производства сохранились, что позволило многим оконным компаниям пройти кризисный «карантинный» год без значительных потерь;
- Производство СПК для строительства и реконструкции объектов инфраструктуры также оказало поддержку оконному рынку и частично нивелировало негативные тенденции, связанные с общим ухудшением рыночной ситуации.
Вывод по разделу: Спрос на светопрозрачные конструкции (окна, двери, витражи и т.п.) в 2021 году будет формироваться в традиционных сегментах. Спрос в сегменте «частного заказчика» будет поддерживаться в основном за счет реконструкции СПК на вторичном рынке (замена и реконструкция). Спрос в сегменте «корпоративного заказчика» будет формироваться за счет производства СПК для «новостроек». Главный драйвер развития – закон о КРТ.
Предложение на оконном рынке 2021
В разрезе «предложение» по оконному рынку возможен сдержанный оптимизм. Если не произойдут «громкие исходы» в межсезонье 2021 года оконный рынок не будет испытывать дефицита продукции. Во всяком случае, на сегодняшний день производственных мощностей хватает. А если принять во внимание тот факт, что у многих производителей (конечных производителей СПК) производственные мощности «с запасом», скорее всего «ограничителем» в сезоне 2021 будут кадровые ресурсы, а не производственные мощности.
- Предложение в сегменте ПВХ конструкций достаточно и сбалансировано. Бренды «первого эшелона» в состоянии предложить полную линейку профильных систем, бренды сегментов «стандарт» и «эконом» также предлагают достаточно продуктов для удовлетворения текущего спроса;
- Предложение в сегменте Алюминиевых конструкций также достаточно для текущей загрузки рынка. Существуют возможности для наращивания объемов и расширения продуктовых линеек;
- Предложение в сегменте Деревянных и смешанных светопрозрачных конструкций также сформировано в полном объеме. Учитывая объем этого сегмента и принятые в сегменте сроки, предложение может быть удовлетворено существующим количеством игроков.
Вывод по разделу: Существующее на сегодняшний день на оконном рынке «Предложение» способно полностью удовлетворить текущие потребности оконного рынка. Ассортиментные линейки в различных сегментах рынка СПК достаточны и сбалансированы. Рыночные ниши наполнены и не требуют перераспределения.
Что повлияет на оконный рынок в 2021 году?
Если в 2020 год фактором определившим динамику рынка выступила пандемия, то в 2021 году её влияние снизится.
- Во-первых, появились вакцины, которые скорее всего снимут тотальный характер заболевания и позволят избежать «Локдаунов»;
- Во-вторых, государства и компании научились работать в сложных условиях массовых ограничений;
Уход «экстремальной» повестки на второй план, выдвинет на авансцену нормальные рыночные факторы, среди которых основополагающим снова станет покупательная способность населения. У компаний снова появится возможность воздействовать на рынок знакомыми им методами:
- Формировать качественное продуктовое предложение, дополняя его «брендовыми» решениями и разумной ценой;
- Предлагать «нужные клиентам» услуги с учетом рыночного окружения и текущей ситуации;
Вывод: В 2021 году оконный рынок будет менее подвержен влиянию внешних факторов, таких как коронавирусная пандемия. Определяющим рыночным фактором будет конечный спрос на светопрозрачные конструкции в различных сегментах, который будет формироваться за счет платежеспособности населения и реализации государственных программ Комплексного Развития Территорий.
Необходимо отметить, что «острожный прогноз», сделанный в этой статье основан на том, что в течение года политическая обстановка останется стабильной и оконный рынок не будет подвержен экстремальным внешним воздействиям. В случае наступление непредвиденных обстоятельств, развитие событий пойдет по другим сценариям, описать которые сейчас не представляется возможным.